АлЬТЕРНАТИВА ПРИВЫЧНОМУ
Ухтым: пуская сказку в дом
Интервью с Марией Васнецовой
Пустить в дом сказку поможет Мария, вдохновитель семейного проекта и внучка художника-сказочника Юрия Васнецова. Читайте в интервью как создавать и развивать связанные с культурным наследием проекты, какие особенности у семейных проектов и на какие мероприятия приходить в Ухтым
Как появилась идея вашего проекта?
Большую часть жизни работала в банковской сфере, но когда жизнь свернула на вторую половину, потеряла к этому интерес. Захотелось творить что-то разумное, доброе, вечное.
Нашла смысл в своей семье, так как творчество Юрия Алексеевича Васнецова – это нестареющее искусство. Сначала по примеру сестры стала издавать открытки, но потом оказалось, что работы деда прекрасно ложатся и на текстиль. Они создают вкрапления в бытовую жизнь, наполненные эмоциональным, ностальгическим смыслом, ну и, конечно, русской эстетикой
Ухтым — это деревня в Вятской губернии.
Семейные воспоминания связаны с этим местом.
Да и название нам понравилось своим залихватским веселым звучанием.

Для нас теперь Ухтым — это сказочная васнецовская страна. Где есть место и дедушкиным воспоминаниям, и его волшебным картинкам.
А еще — нашей собственной мечте о прошлом.
Как бренд развивался?
Во-первых, развивалась товарная составляющая. По-прежнему приходят запросы на новые модели. Идей много. Но если ты не дизайнер, не специалист по текстилю, сложно разобраться в надежности партнеров, в деталях производства.
Параллельно работе над ассортиментом выстраивается и культурно-просветительская деятельность.

Из репринтов и репродукций стали делать небольшие выставки в библиотеках и школах, и в рамках этих выставок – общаться с детьми, родителями, педагогами.
Насколько востребована культурно-просвятительская деятельность?
Очень востребована. Мы издали много писем, воспоминаний. Псковское издательство, например, в 16−18 годах выпустило целый пятитомник «Юрий Васнецов. Материалы к биографии великого художника», который получил премию «Арт-книга России». Это целое направление, которое, как мне кажется, имеет перспективы для развития.
Я рассказываю про сказки, про русский фольклор, в том числе про его малые формы – нелепицы, потешки. Также рассказываю о том, какое значение он имеет для воспитательного процесса.

Уникальная история, не имеющая аналогов в мире – это история издания детской советской книги середины XX века. Над детскими книгами одновременно работало огромное количество талантливых писателей, поэтов, художников.Это яркое явление в мировой культуре.

Также у нас есть камерный спектакль с юмором и современными элементами «Три медведя», который показывали в Театре сказки, а также привозим в детские сады и на мероприятия. Я бы хотела развивать это направление, следующий в планах – спектакль «Кошкин дом»
У вас коммерческая деятельность или НКО?
Несколько лет мы работали как ИП. Некоммерческую организацию открыла в прошлом году – знающие люди уверяли, что подобные проекты могут претендовать на гранты. Творческие встречи, фестивали, конкурсы и т.п. – все это, в общем-то, некоммерческая деятельность
C какими сложностями вы сталкивались?
Сложностей, конечно, было очень много. Во-первых, это отсутствие нужных навыков и компетенций на старте. Я не художник, не искусствовед, да и предпринимателем стала только во второй половине жизни, поэтом постоянно чему-то учусь.

Трудно собрать команду единомышленников. С одной стороны, много людей приходят и хотят помогать, даже на волонтёрских началах, но мало таких, кто готов работать в стабильном упорстве. Работа, как и жизнь, не состоит из сплошных прорывов и аплодисментов.
За каждым успехом стоит ежедневная кропотливая работа.

Не обходится и без ошибок. Случались ошибки в подборе ткани, выборе партнеров, производителей. Это стало открытием для меня, что нельзя предусмотреть всё.

Очень много параллельных процессов, но отказаться от чего-то трудно – всё интересно, всё хочется реализовать. И изделия красивые делать, и выставки проводить, и с людьми встречаться.

Да и не так трудно сделать что-то хорошее, как продать что-то хорошее. Не могу делать это все просто для себя, для удовольствия. Продвижение, продажи, маркетинг – без этого сейчас никак, но это непросто даётся.
Я отношусь к жизни как к празднику, как относился к жизни мой дед. Он во всем видел красоту. Это удивительное свойство глаза художника
Мария Васнецова
Семейный бренд Ухтым
Что для вас Ухтым?
Как-то пришел к Юрию Алексеевичу художник, увидел на мольберте картину, на которой волк тащит младенца в тёмный лес, а на фоне тёмного леса – золотой, совершенно сказочный, ракитовый куст («придет серенький волчок, ухватит за бочок, потащит во лесок…») и спросил: «Юрий Алексеевич, как же вы такой куст красивый придумали?». А Юрий Васнецов и говорит: «Я его не придумал. Я его видел».

Вот он, этот глаз. Глядя на эти картинки, видишь мир их глазами. Видишь то, что взгляд обычного человека, может быть, и не приметил бы. И потом, когда смотришь на обычный лес, кажется, что какие-то детали ты уже где-то видел, встречал на картине или в детской книжке. В итоге этот мир в становится каким-то сказочным, несущим радость, развивающим твоё воображение. Привыкаешь так смотреть. Красоту видишь всю жизнь, вокруг себя её выхватываешь. Праздничность цветов на картинах Васнецова, какие-то юмористические детали учат смотреть на жизнь как на праздник. Это очень помогает в жизни справляться с трудностями, конечно, неосознанно.

Кстати, есть пара знакомых психологов, которые используют в работе книжки с иллюстрациями деда. Даже хотели сделать по мотивам метафорические карты, но пока не довели проект до конца.

Сейчас делаю календарь на 2025 год. Думаю над темой «Русская деревня Юрия Васнецова», подбираю картинки и отчётливо вижу, сколько там всего можно обсуждать, рассказывать. Там домики, тут кто-то сено косит, там солнце взошло, тут село, там птицы полетели, тут кто-то несёт молот... Сколько всего можно рассказать! В этих картинках целый мир. Кто-то из искусствоведов написал, что у Васнецова есть свой особенный мир художника, в котором он живёт. Каждая его книжка, каждая картинка – это, с одной стороны, иллюстрация какой-то сказки или стишка, а с другой – это эпизод его волшебного мира, где царит праздник жизни.

Недавно совместно с другой НКО на средства президентского гранта мы провели Васнецовский семейный карнавал. Дед мой был человек-праздник, и мы придумали мероприятие под стать и решили провести его в Рощино – там, где дед много лет снимал дачу, где творил. Дед очень любил семейные, дружеские карнавалы, с придумыванием костюмов, сюжетов, с переодеваниями. Всегда был их душой.

Кажется, сейчас этой стихии праздника, карнавала, представления не хватает в нашей слишком серьёзной и полной проблем жизни. Тогда она, несомненно, тоже была непростой и порой совсем не весёлой, но люди находили душевные силы, чтобы веселиться, радоваться жизни, устраивать праздники друг другу.

Что у вас можно купить?
У нас есть бумажные календари, открытки, репродукции, флажки, раскраски.

Есть большая декоративная текстильная линейка для украшения дома.

Сейчас работаю над фарфоровыми изделиями.
Дед сотрудничал с Ломоносовским фарфоровым заводом и преимущественно делал эксклюзивные, выставочные вещи, которые остались в музеях и частных коллекциях. В массовом производстве был детский фарфоровый сервиз «Сорока-белобока» и его я уже повторила.

Наши посетители нередко восклицают: «Ой, я помню эту сороку. Мама говорила: “Съешь кашу – увидишь на донышке сороку”». Это очень теплые, иногда до слёз трогательные воспоминания.
Говорят, что наше искусство помогает вернуться в детство, вспомнить семейные традиции, прикоснуться к чему-то родному, человечному, доброму
Мария Васнецова
Семейный бренд Ухтым
А что в шоу-руме проходит?
В квартире на Глухой Зелениной у нас проходят различные мероприятия.
Например, Новый год, творческие вечера.

Для нас это возможность вживую пообщаться с покупателями, рассказать истории о деде.
Наши анонсы можно увидеть в соцсетях, записаться или прийти группой.
Почему Ухтым семейных бренд?
Моя мечта – сделать «Ухтым» еще бóльшим семейным проектом. В Англии наследием деда занимается моя сестра и она преимущественно печатает открытки.

Помогают мои три дочери. Они не так включены в проект, как мне бы хотелось, но у каждой есть своё направление деятельности. Одна, музыкант с дизайнерским образованием, помогает по дизайну. Вторая, специалист по дошкольному образованию, помогает с детской темой. Младшая дочь устраивает фотосессии наших изделий, снимает видео, монтирует рилс.
Внучка «работает моделью». Я не только фотографирую её, но и предлагаю «на пробу» новые изделия или форматы мероприятий. На её недавнем дне рождения, например, ставили спектакль с реквизитом по иллюстрациям деда.

Мама и тётя – две дочери художника, можно сказать, первые наследницы и продолжательницы. Они многое помнят из детства и отрочества, ценят творчество отца и хорошо в нём разбираются. Они по-прежнему активны. Всё проходит через их одобрение, согласование, бывает и конструктивная критика. Можно сказать, они у нас как учёный совет.

Так что все задействованы.

Какое партнерство запомнилось вам больше всего?
Наверно, это совместный проект с Русским музеем «Сказка Юрия Васнецова в современном городе». Он начинался конкурсом рисунков, а завершился выставкой в Михайловском замке. Также очень нравится, что работами интересуются молодые дизайнеры. Надеемся в будущем с помощью студентов создать новые оригинальные формы
О чем вы мечтаете?
Самая большая мечта – это создание Васнецовского центра, парка Васнецова. Это было бы пространство для игр, театральных представлений, где жила бы русская сказка, русский фольклор. На улице можно было бы встретить интерактивные арт-объекты на основе иллюстраций Васнецова, например, норку мышонка и покататься на аттракционах. Как музей Гибли по мотивам мультфильмов Миядзаки в Японии.
Другая мечта – это проект детских развивающих игр и пособий. То, на что смотрит ребёнок в раннем детстве, закладывает основы его дальнейшего развития в плане эстетики и нравственных основ.

В красивой картинке кроются смыслы. Они и определяют нашу жизнь, даже когда мы их не проговариваем словами. Это очень важная составляющая моей деятельности. Если не выстроить художественные вкусы и нравственные основы в детстве, то потом, мне кажется, это становится невозможным.
Чтобы вы посоветовали тем, кто хотел бы создать бренд в сфере культуры?
Не застревать в старине.

Искать современные решения, которые будут интересны молодым и будущим поколениям.
Также читайте про другой проект, который помогает сохранять воспоминания, а именно домики-ночники Вероники Давлетшиной
© 2024 Все права защищены
Интервью брала Анна Емельянова
Фото из соцсетей проекта и сайта Русского Музея
Материал не является рекламным, ссылки приведены в информативных целях.
welcome@giriclub.ru

Made on
Tilda