АРТ И ЭТИКА
Необычные и этичные:
картины
из змеиного выползка
Интервью с Марией Боровиковой
Изобретательность российских современных художников практически безгранична, но особо интересно, когда необычность сочетается с этичностью. Так, Мария Боровикова создает картины из змеиного выползка, сброшенной во время линьки змеиной кожи. Конечно, ни одна змея в процессе работы не пострадала.

Подробнее о вдохновении, технике создания и взгляде художника читайте в интервью!
Давайте начнем: итак, вы художница, которая делает картины из кожи змей, но змеи при этом не страдают? Как так получается
Да, всё верно. Я создаю картины из змеиной «кожи», но не той самой, ради которой надо убивать животное.
Я создаю произведение из их сброшенной шкуры, её ещё называют выползком. Это ороговевший слой кожи змеи, которая она меняет раз в несколько месяцев.

Выползок сам по себе весьма хрупкий, полупрозрачный, но имеет рельеф. И вот в какой-то момент я задумалась над тем, что он может смотреться ничуть не хуже обычной кожи, только вот следует придать ей более крепкий вид.

После специальной обработки я уже наношу её на холст, ну а дальше начинается «магия» с красками. А по итогу получается красивый змеиный рельеф, которым можно любоваться, изучать и трогать.
Как пришла такая идея? Вы биолог? Что нам важно знать о змеях и искусстве?
Я не биолог, но в школьные годы была сильно увечена этим предметом и даже были мысли уйти в зоологию, но не сложилось. По образованию я художник-аниматор, даже с красным дипломом!
Как пришла в голову эта идея, частично я уже рассказала выше. Мне просто нравился рельеф. Дело в том, что змеи – мои питомцы.

И вот, в очередной раз, когда я посмотрела на сброшенную кожу, мне пришла в голову идея того, КАК красиво и эстетично это может выглядеть. А ещё и натурально, и неповторимо.
За что люди любят изделия из натуральной кожи? Помимо крепкости материала, людям ещё нравится рисунок, уникальный, природный. Экокожа, например, имеет паттерн, так как её всё равно создают люди.

А змеиный выползок, точная копия змеиной, неповторимой шкуры, как отпечаток пальца у человека.

Что Вам важно знать о змеях и искусстве? Даже не знаю. Могу только сказать, что это весьма грациозные создания, которые могут давать очень много спокойствия и вдохновения.

Ну и легенды о змееподобных чудовищах всегда увлекательны.

Кстати, скоро у меня будет выставка на тему змей в мифологиях разных стран.
Что для вас самое важное в искусстве? Что вы хотели бы выразить через творчество?
Как бы банально это сейчас не звучало, самое важное для меня в искусстве – возможность выразить в рисунке или скульптуре или музыке то, что не получается описать словами.
Я ещё на первом курсе раздражалась на задание преподавателей «рассказать о своем проекте».

Всегда хотелось ответить: Я же потому и художница, что не сильно дружу со словами, а уж тем более с тем, чтобы засунуть эмоции, чувства, скользкую и вертлявую мысль в вербальную оболочку.

Естественно, это приходиться делать, но каждый раз я ощущаю, что недоговорила или ошиблась в описании. Поэтому вопрос «чтобы я хотела выразить через творчество» для меня сложен.
Как вы определяете эко арт? Как он отличается от устойчивого искусства?
Я использую в создании своих картин природный материал, но никоем образом не причиняю вред живому.
Мне показалось это направление ближе, нежели устойчивое искусство, которое, как мне известно, может создаваться из любых материалов, а главное в нём сама идея социальной справедливости, проблем экологии и пропаганда ненасилия.

Например, работы фотографа Бенджамина Фон Вонга, где использовалось 10 000 пластиковых бутылок, в которых он стремился указать на проблемы загрязнения окружающей среды
Есть ли у картин какие то особенности хранения?
Картины нельзя хранить во влажной среде. Также нельзя оставлять в местах с резким изменением температуры. То есть относиться бережно, как и с любыми произведениями искусства
А вы планируете выставляться в галереях, участвовать на Биеннале?
Да, я планирую выставляться в галереях. Сейчас готовлю выставку посвящённую «змеиной» мифологии.

Что касается Биеннале, очень бы хотелось, но думаю, уже не этой осенью, а скорее следующей.
Есть ли у вас любимые художники, которые тоже работают с переиспользованием материалов?
На самом деле, моя любовь – графика, поэтому в основном я изучала и вдохновлялась художниками, занимающихся ей.
Но, я не могу не сказать, что во мне что-то отзывается, когда я вижу работы в технике анаморфоз французского художника Бернара Праса. Лично у меня они вызывают необычную смесь эмоций: детское умиротворение и некий забавный восторг, как у меня бывает во время разглядывания картин Сальвадора Дали. Некая сумасшедшинка там присутствует.

Меня это восхищает и пробуждает лёгкую зависть, ведь я считаю свои работы недостаточно безумными, а как по мне безумие совсем рядышком с гениальностью.
Что бы вы посоветовали молодым художникам, которые пока не могут решиться на рассказ о своем творчестве?
Могу сказать одно: занимайтесь тем, что нравится именно ВАМ, создавайте то, что хочется ВАМ
Не надо смотреть на кого-то и стараться повторить. Ведь, как говорил мой первый преподаватель:

«Если ты будешь стараться повторить чью-то технику, ты всегда будешь просто плохой копией, а если будешь делать своё – то будешь лучшим в этой технике.»

А ещё не надо забывать: «сколько людей, столько и мнений».

И если вам страшно, что некоторым не приглянется ваша работа, с огромной долей вероятности найдутся люди, которые будут в восторге
Читайте подробно интервью с Анастасией Родионовой, которая создает открытки из чеков. Хотите знать больше о recycle проектах? Знакомьтесь с 12 проектами со всей России
© 2023 Все права защищены
Интервью брала Анна Виктория Горман
Фото художницы
Не является рекламой
welcome@giriclub.ru

Made on
Tilda