© 2022 Гири клуб
Интервью
Лампы из советских стеклоблоков:
модернизм в новом свете
Интервью с Дмитрием Майоровым
Рожденный благодаря идее в Самарском коммьюнити городских исследователей, проект "Ламповый блок" дает вторую жизнь советским стеклоблокам, не меняя их функции: они так и остаются проводниками света. Создатель проекта Дмитрий Майоров рассказывает об истории проекта, увлечении советским модернизмом и будущих продуктах.
Когда родился ваш проект?
Проект родился не так давно, мы запустились в апреле. Знакомая в наш чат городских исследователей скинула фото ребят из Латвии, которые делают похожие светильники. Честно говоря, я сразу подумал, что нам точно надо делать что-то похожее: конечно, не один в один, а сделать так, чтобы проект приобрел определенный концепт. А концепт у нас следующий. Мы — городские исследователи, фотографы, урбан туристы, диггеры, руферы — все в одном и все наше коммьюнити
очень сильно увлекаемся архитектурой советского модернизма, брутализмом в особенности. Сразу же появилась идея сделать подобные светильники, но сделать подставку для них из какой-то очень интересной архитектурной темы, как брутализм, например: взять часть бруталисткого здания, поставить на него блок, и чтобы все это еще светилось, гармонично смотрелось. Конечно, просто так это не получилось.

Мы еще не анонсировали, но будет из бетона, шероховатая, грубая — все по канонам брутализма и советского модернизма.

(Примечание редактора: на момент публикации лампа уже было анонсирована, иллюстрация ниже).
Лампа из советского стеклоблока с бруталисткой подставкой по мотивам Дома авиаторов на Беговой улице (фото Ламповый блок)
Что было до проекта? Изменил ли он вас? Чем вы занимаетесь ещё?
До проекта я занимался фотографией (смотреть фотографии), если говорить о последних двух годах. Очень сильно увлекался архитектурой моего родного города Самара, как купеческой, так и совмодернистской.

Очень нравится исследовать интересные, заброшенные места, куда не добирается обыватель: не видит, не показывает, не впитывает.

Также я фотографирую девушек на таких необычных локациях.
Показываю всю масштабность и грандиозность хоть и заброшенных, и не то, чтобы не идеальных, а прямо разрушенных сооружений на контрасте с красотой девушки.

Проект меня, наверное, изменил. С декабря прошлого года я начал заниматься маленьким неуверенным предпринимательством в виде торговли на Wildberries. Все это шло медленно, скудно и не уверенно.

В какой-то момент я понял, что надо делать что-то крупное, грандиозное и больше рисковать, больше вкладываться, больше делегировать своих обязанностей, больше доверять людям, больше общаться, больше вписываться во всякие движухи, как выставки, проекты, конкурсы, интервью, различные нестандартные действия в плане PR.
Сложно ли было сделать первую лампу? Сколько времени уходит на создание одной лампы?
Отличный вопрос, потому что, чтобы сделать первую лампу, я потратил пару месяцев. Я сказал, что в апреле мы начали этим заниматься, но на самом деле все планирование, проектирование, прикидка, расчеты шли с февраля, а может и чуть раньше, с конца января.

Очень сложно было, так как я во-первых ничего не умел в плане 3D-графики и мне приходилось искать достаточно задешево знакомых, которые могли бы отрисовать мне подставку, мне приходилось искать, кто мне за дешево напечатает 3D-макет, потому что дело это не дешевое, а первый 3D-макет был полной шляпой, полным провалом.
Я его корректировал, печатал еще раз, затем нужно было самому освоить литьё мастер-формы, а точнее мастер-модели в силикон для получения мастер-формы. Это опять же деньги на силикон, время, куча попыток, способов, чтобы понять, как правильно их делать. Это расчеты того, как скрыть подсветку, провода, переключатель. Какой выбрать переключатель, какие выбрать провода, шнуры, разъемы, как это все скомпоновать. Затем, конечно же, по поводу контента: что постить, как постить, составление Instagram ленты, создание профиля. Очень много всего.

Наверное, чтобы сделать первую полноценную лампу, которую я отдал за бартер, за рекламу своей подруге, которая как раз скидывала идею в чат ушло порядка 4 месяцев. Это очень долго, потому что были такие моменты, когда работа не велась неделями.

Сейчас на создание одной лампы у нас уходит в районе часа, если мы берем время на добычу блока, чтобы его помыть, собрать подставку, упаковать, отправить, отвести на почту. Полный цикл от заводской стены до отправленной лампы занимает примерно час.
Где вы берёте стеклоблоки? Легко ли договариваться о выкупе стеклоблоков?
Вообще в начале мы ходили по заброшенным местам, ломали голову, где брать стеклоблоки и потом один из товарищей подсказал, что есть такой прекрасный завод Авиакор в Самаре, а именно его отчужденная территория, называющаяся "авиапортал".

Все цеха там когда-то были заброшены, часть была снесена, часть сдана в аренду, а часть до сих пор стоит, потому что просто напросто цеха сварены из огромных металлических балок. Даже фундамент сделан из железа и стали. Их просто невозможно снести, точнее у завода нет такой технической возможности ввиду его бедствующего состояния.


Несколько раз мы туда залезли: не больше десяти блоков вытащили и потом попались охране. Не знаю, как мы могли это допустить, но пойдя второй раз, мы поняли: охрана договорилась с соседней территорией, чтобы в случае появления таких жуликов, как мы, они сразу же сообщали об этом прецеденте. Так мы получили номер охраны, с которой я уже буквально на следующей неделе связался и спросил, можно ли договориться о выкупе стеклоблоков.

Они сказали: "Да, конечно и у нас есть целый магазин, где мы продаем неликвид с заброшенных территорий".

Пошел и обратился в этот магазинчик, прямо около проходной, дали номер телефона старшего, который за подготовку и сбыт неликвида отвечает, тот назвал свою цену и все всех устроило. До сих пор туда катаемся и прекрасно работаем с ними.
Производственные помещения "Авиакор-авиационный завод" (источник). Стеклоблок в заброшенном санатории и Ламповый блок (фото Ламповый блок).
Как вы видите миссию проекта? Как вы считаете, какая от вашего проекта социальная польза?
Что такое стеклоблок в первоначальном виде? Первоначально, стеклоблок — это проводник света, начиная с американской призмы Люксфера (Luxfer Prism), которые давным давно производились, чтобы проводить свет в подвалы, заканчивая советским стеклоблоком. Таким образом, первая идея проекта — это концепт стеклоблока как проводника света.

Второе, это мы, конечно же, просто хотим сохранить стеклоблок. Сейчас подобные стеклоблоки не производятся. И они скорее всего уже никогда не будут производиться. Те стеклоблоки, которые уже были произведены, уже никоим образом не могут использоваться в масштабных целях, то есть никто не будет аккуратненько разбирать стены завода, чтобы масштабно начать использовать стеклоблоки в подъездах новых домов или каких-то крупных интерьерах, как это делалось в Советском Союзе. То есть не так, чтобы использовать единоразово в интерьере, например, торгового центра, а так чтобы это делось по типовым проектам.
Да и в принципе типовых проектов сейчас нет. Возможно, в связи с этим и канули в лету наши советские стеклоблоки. Таким образом, второй пункт — это сохранение самого, именно советского, стеклоблока, с учетом его первоначального концепта как проводника света.

Также нам очень хотелось бы показать, и мы этим активно занимаемся, сам факт стеклоблока. Для советского человека и для любого человека, живущего в СНГ, сам факт стеклоблока ничтожен и не заметен. Люди видят его так часто, что просто стеклоблок впитывается на подсознательном уровне. А те, кто не видит часто, просто напросто его не замечают, потому что, например, с улицы он абсолютно не заметен. Если же зайти в подъезд, то конечно же, внимание обратится. То есть третий пункт — обращение внимания людей на сам факт существования стеклоблока.

Четвертый пункт — показать все прикрасы, хоть их было и немного, модернистского проекта советского союза. Если смотреть наши первые фото с каталожными фотографиями ламп, то я написал слоган "Ламповый блок. Модернизм в лучшем свете". Все привыкли, что ни один из проектов советского союза не выдался каким-то замечательным, крутым, а мы все-таки хотим показать, что что-то в модернизме было все-таки прекрасное. Здесь немного другое значение слова "свет", в фразе "модернизм в лучшем свете".
Лампа из стеклоблока (фото Ламповый блок).
Frank Lloyd Wright Tiles for the American Luxfer Prism Company 1895, MoMA.org
Как вы относитесь к дизайну советского периода? Что ещё вас вдохновляет?
В дизайне советского периода было крайне много прекрасных вещей помимо стеклоблоков, как лепнина, орнаменты, панно, мозаики, витражи — все это на мой взгляд просто прекрасно.

Это такие вещи, которые обладают исключительной индивидуальностью, несмотря на свою типовую отсылку. Например, если мы берем мозаики, то в любом городе России или СНГ, есть мозаики и они выполнены из абсолютно одинаковых частичек, они выполнены в абсолютно одинаковых местах, но они абсолютно разные, по-своему уникальны и это очень круто. Тоже самое с лепниной, витражами, панно, барельефами.
Все эти вещи обладают суперской индивидуальностью и выразительностью.


Если говорить про мелкие детали интерьера, то лично мне очень нравятся стеклянные таблички, которые вешались на кабинеты или указатели, а также предупреждающие надписи, как "снимите верхнюю одежду", плакаты на заводах.

На каждом крупном предприятии был свой художник, насколько мне известно, который отрисовывал плакаты, которые уже затем шли в печать. Это и агитационные плакаты, и пропагандистские плакаты, и плакаты по гражданской обороне.

Все это точно также имеет абсолютную индивидуальность при наличии типовой отсылки. То есть на каждом предприятии должен быть художник и должны быть эти плакаты, но они везде уникальны.
Пример стеклянной таблички времен СССР (сайт "Коллекционер").
Мозаика в Самаре времен СССР (проект "Кому на Волге"). Плакат времен раннего СССР к 8 марта (источник)
Как вы считаете, можно ли построить финансового устойчивый бизнес на апсайклинг модели?
По этому поводу, к сожалению, не задумывался, потому что не имею никакого специального образования, ни по бизнесу, маркетингу или чего-то похожего, а занимаюсь я этим с конца апреля, начала мая. Первоначально идея была уходить в сторону архитектуры советского модернизма. Сейчас мы занимаемся тем, что отливаем бетонные элеваторы. Очень хочется отлить как можно больше модернистских бруталистких зданий из бетона. Именно, чтобы они светились.

Это уникальная вещь, потому что те же самые панельные домики, которые делают ребята в России очень крутые и очень красиво смотрятся, индивидуально раскрашены и прекрасно вырезаны, но они вырезаны из дерева, что очень печально.
Не ассоциируется панельный дом с деревом. Не ассоциируется ни модернизм, ни брутализм с деревом. А у меня есть огромное желание сделать это все бетонным. Опять же, все что бетонное есть на рынке, оно монолитное и цельное, а мы собираемся придавать уникальные бетонные формы, делать все эти вещи полыми и обязательно, чтобы из окон был свет.

Точно также в задумке есть много вещей, которые как бы и отсылают нас к прошлому, но в тоже время, скорее всего невозможны в области апсайкла.

То есть как со стеклоблоками, мы можем это делать очень долго, наверное, десятилетиями, но мы, к сожалению, не можем взять и заапсайклить и продать, например, советскую стеклянную табличку. Однако мы можем сделать с нуля советскую стеклянную табличку, которая будет смотреться точно также: подобрать шрифт, подобрать краску, нанять стекольщиков. Если мы говорим про апсайклинг стеклоблоков, прямо устойчивая бизнес модель, вряд ли получится, хотя пока что все неплохо идет.


Пример использования стеклоблока в Германии в метро (фото Ламповый блок).
Сталкивались ли вы с тем, что апсайклинг продукты ассоциируются с менее качественным/ более дешевым? Как вы с этим работаете?
Никак не работаем с этим. С такими предрассудками мы, к счастью, не сталкивались или нам об этом люди не сообщали. Если говорить про работу, то каждый день я пытаюсь внести что-то новое, внести коррективы в нашу работу, улучшить продукт, оптимизировать расходы, как денежные, так и временные, для повышения качества работы и собранного продукта. Так и работаем над качеством: каждый день думаем, что можно улучшить и делаем качественные фотографии, чтобы люди поняли, что это все-таки хорошо и красиво.
Откуда больше всего заказчиков? Какой заказчик удивил вас больше всего? Какой цвет самый любимый у заказчиков?
С цветом все очень сложно было поначалу. Когда я анонсировал оранжевый стеклоблок, когда мы первый раз съездили на завод "Авиакор", был бум на оранжевые блоки и 50 штук мы распродали за месяц при том, что аудитория была менее 500 человек.
Потом крайнюю популярность обрела синяя сетка. Практически только из синей сетки состояли наши заказы. Сейчас с расширением нашей аудитории, все не так однозначно: берут абсолютно разные лампы. Все выровнялось.

Больше всего заказчиков из Москвы, конечно же. На втором месте я бы поставил Санкт-Петербург, затем такие провинции, как Нижний Новгород, Рязань, Краснодар, Ульяновск изредка попадает, Саратов. Из Самары пошли заказы. Раньше в родном городе вообще ничего не продавали. Есть также заказы из-за границы, но они реже.

Однажды женщина брала три стеклоблока за раз, чтобы поставить их в три детских комнаты.
Вы участвуете в ярмарках и маркетах? Где вас ждать?
Наша география пока что ограничивается Самарой в плане местоположения.
Первый наш маркет, это был маркет на Ночь Музеев в Доме 77 в "Нулевой комнате". Далее не хочется негатива. Самара у нас славится доблестными предпринимателями, которые за единственный маркет в городе берут по 6000 рублей за участие. Все это делается лживо и лицемерно. Участвовать в этом не хочется, хотя в той же нулевой комнате у нас проходит сейчас выставка.
Репортаж с выставки в "Нулевой комнате" Дома 77 (источник: "Кому на Волге", Андрей Савельев)
Были ли коллаборации с другими предпринимателями? Какие ваши любимые социально важные проекты?
Нет, коллабов не было. Даже пока не было мыслей пока, что можно было бы сделать. Миша и Самарский проект "Надо сохранить" занимается классными вещами, хоть и человек он достаточно странный и оторванный от российских реалий.

Это проект Никиты Мурузины (@di_sodoma). Он делает суперскую вещь: он восстанавливает все виды Фальконье до невероятной точности, даже в цветах.

Проект Андрея Кочеткова в Самаре называется "Том Сойер Фест". Известен по всей России.
Восстановленные стеклянные кирпичи Фальконье на Большой ордынке (moskvich mag). Фотографии Фальконье Никиты Мурузева
Какие ваши любимые книги/ фильмы/ подкасты о ремесленничестве, предпринимательстве, социальном предпринимательстве, которые вас вдохновляют?
Книга Олега Тинькова для начала не плохая: вода, но мысли грамотные. Дейл Карнеги "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей" по поводу общения с людьми.

Из фильмов о предпринимательстве рекомендую все фильмы невероятного и единственного в своем роде режиссера Пола Томаса Андерсона.
Все фильмы стоит посмотреть и вместе с его интервью или хотя бы с ребятами с YouTube, которые поясняют его интервью по каждому фильму, так как Андерсон очень и очень начитанный человек, который в том числе и большой почитатель Карнеги. В его фильмах очень много всяких психологических штучек и даже слегка мифических штучек, которые тем не менее с психологической точки зрения очень хорошо работают.

Слушал раньше на YouTube Олега Тинькова, интервью Дудя с исключительно творческими личностями: режиссерами, предпринимателями, актерами, историками. Историков я тоже почему-то отношу к творческим людям.

О ремесленничестве единственное что могу сказать, это канал "Лесные": ребята в лесу делают прекрасные дома своими руками, землянка, а-фреймы, каменные дома, дома на лыжах.


Что посоветуете начинающим предпринимателям?
Если думать о том, что я вывел для себя и чего я придерживаюсь, то это учиться хотя бы чему-то не связанному с государственным образованием потому что в нем я очень разочаровался, хотя учусь уже и на третьем курса Самарского университета.

Советую учиться, потому что если ты ничего не знаешь, то голова соображать не будет: просто так вслепую делать что-то будет очень удручающе, так как можно рискнуть, но если не учиться и не понимать базовых вещей, то после первой неудачи, которая будет с 99%-ой вероятностью, после этой неудачи опустятся руки и человек продолжать не будет.
Советую рисковать, и еще раз рисковать. Чем больше рискуешь, тем больше получаешь. Чем больше вкладываешь, тем больше получаешь. Чем больше грамотно делегируешь свои обязанности, тем больше получаешь.

Не бояться оступиться. И не бояться общественного мнения, общественного порицания. Не бояться делать опасные резонирующие ходы для получения выгоды. Главное, что это не вредило никому вокруг.

Не бояться делать что-то экстраординарное. С лампами я побаивался, что их не будут покупать и говорить "что это за стеклоблок, бред полный". Не надо бояться делать необычные вещи. Это, как правило, вознаграждается куда больше, чем что-то обычное.

Не бояться говорить о себе. Медийка очень важная вещь в наши дни. Говорить о себе и своих успехах абсолютно точно нужно.
Photo by Steve Johnson
Чтобы развивать свой город, иногда достаточно заниматься любимым делом! Это не раз доказывали герои наших интервью: читайте о том,
как открыть пушистое тайм-кафе или о том, как комикс-сообщество может способствовать развитию города. Читайте также о 12 апсайклинг проектах
Made on
Tilda