АлЬТЕРНАТИВА ПРИВЫЧНОМУ
Из бабушкиных сундуков в Казанский апсайкл-закуток Тартмада
Интервью с Элиной Касимовой
“Тартмада — это маленькое местечко, где старые забытые вещи находят вторую жизнь”, описывает свой проект Элина Касимова. В интервью поговорили о том, как увлечение “бабушкиным сундуком” трансформировалось в дело, кто чаще всего покупает апсайкл, о японской концепции ваби-саби и любви к родному краю.
Как появилась идея превращать старинные ткани в современную одежду, а осколки разбитой посуды – в украшения?
В год пандемии в апреле-мае приехала к родителям в деревню Кестым в Удмуртии и неторопливо проводила там время. Мы готовили огород к посадке, копали огуречник. Я находила осколки посуды. Мне нравилось представлять, как из этой посуды ели, пили, дорожили ей прабабушки и прадедушки, мама в детстве. Я собирала эти осколки, но было жалко, что они просто так лежат.

Тогда решила сделать из осколков украшения. Я уже видела такие идеи в Pinterest, Instagram*. Но нигде не написано, как это делать, нет инструкции. Сама начала придумывать, попробовала сделать.

Папа обратил внимание и сказал: “У меня есть точильный аппарат. Давай ты не будешь вручную шлифовать”. Взял осколки, ушел, а вернулся уже с ограненными. Он показал, как пользоваться шлифмашинкой. Я начала придавать осколкам форму. Постепенно пришла к тому, как сейчас это делаю.
С одеждой также: в деревне хранятся старинные ткани, одежда бабушек. Каждую весну мама это достает, перебирает. Мы эти наряды меряем, хохочем. Сначала я сама носила бабушкину одежду, мне нравился необычный крой.

Потом решила, что можно попробовать сшить. Но шить умела плохо: на трудах в школе шила фартук две четверти. Объясняли непонятно. Тогда стала учиться шить по журналу Burda и по инструкции к швейной машинке.

Возможно, что я отступаю от правил. Но одежда сидит, и я не стесняюсь неровного шва. В ручном труде есть что-то приятное. В такие моменты представляю, как шили наши бабушки, женщины шили в советское время…

Такая одежда отличается от фабричной, и в этом есть теплота. Мне доставляет удовольствие надевать такую одежду. Тем, кто у меня покупает, тоже.

Вдохновение появляется от мелочей. Во-первых, от ткани: она сама навевает мысли о том, что сшить. Вдохновляюсь деревенскими половичками, падающими листьями, рассказами. Смотрю фильм, читаю книгу, — появляется образ, и хочу сшить для него одежду. У Бунина есть рассказ “Холодная осень”, обожаю его, каждую осень переслушиваю. Там есть несколько цепких деталей, которые передают замысел автора. Хочется перенести их на ткань, сшить платье — живой образ этого рассказа, которое можно будет носить и получать удовольствие.
Что такое “Тартмада”?
“Тартмада” с татарского означает “в выдвижном ящике”. Это название подсказала мама, когда я создала страничку в Instagram*. Наша семья татарская, но мы почти не говорим по-татарски дома. У нас в квартире были выдвижные ящики.
Это была единственная вещь в доме, которую никто не называл по-русски. В них хранилась ерунда, которой не нашлось места: пуговицы, ножницы, карточки, открытки.

Чувствую себя так же: мои вещи где-то откопались, создались... Как будто они неприкаянные были раньше.
Потом вещи находят свое место.
Где вы берете материалы?
Все началось с тканей прабабушки и бабушки по материнской линии. Потом подключилась бабушка со стороны папы. Затем родственники услышали, кто-то мне принес ткани.
Когда начала этим заниматься, стала ходить на блошиные рынки, в комиссионки.

Потом начали писать люди: “Вот у меня лежит ткань, никому не нужна. Можно я вам отдам, а то истлеет”. До сих пор отдают, и это приятно. Из Германии отправляли бабушкины ткани, из Якутска, казанские, удмуртские ребята передавали.
Кто чаще покупает апсайкл?
Это молодежь 20-30 лет, которая одевается необычно, чаще всего в секондах. Также это люди, которые одеваются стандартно, но готовы одну яркую вещь пустить в гардероб.
Бывают люди, у которых ткань вызвала ассоциацию: “У моей бабушки был такой халат. Хочу эту рубашку!”.

Раньше чаще покупали из Москвы, Подмосковья, Питера.

Начиная с этого лета стали больше покупать казанские ребята.
Где можно купить ваши изделия?
До этой весны я продавала только через интернет. У меня есть Instagram* и Telegram-канал. Весной открыла мастерскую, чтобы работать вне дома. Потом в силу обстоятельств переехала из этой мастерской. Осенью вместе с друзьями открыли арт-пространство “Шорох” на улице Горького, 7 в Казани.
Это совместный коворкинг: так дешевле, удобнее и приятнее. Это небольшое помещение с тремя комнатами: в одной комнате — моя мастерская, в другой — тату-студия, в третьей — мастерская по дереву. В моей мастерской находятся полки с работами казанских ребят, которые вяжут, делают керамику, украшения, иллюстрации. Можно прийти, все это посмотреть, купить.

Доставка в другие города по почте.
Легко ли зарабатывать на апсайкле?
Сложно. Это нестабильный доход. Мой бизнес не потоковый, маленький. У меня каждое платье разное. Мне сложно выйти, допустим, на Ozon и продавать.
Здесь все работает так: откликнется человеку или нет. Также я не мастер SMM, и мне непросто вести соцсети, фотографировать. Но приходится это делать. При этом живу так уже второй год почти без дополнительных заработков. Моя зарплата — это зарплата обычного человека: учителя, служащего... Думаю, что постепенно смогу расширить аудиторию, и тогда будет полегче. Помогают проекты, в которые меня зовут. Это бывает редко, но приятно.
Что для вас мода? Устраиваете ли вы модные показы?
Я не приверженец современных модных тенденций, не вижу смысла следить за ними. Может, я их чувствую, замечаю, когда они только появляются. Но когда это доходит до масс, то становится неактуально.

Прикольно, когда есть чувство стиля и меры, которые не зависят ни от каких рамок. Хочется носить “бабкино” пальто (это обо мне!), вот его и носишь.

Одежда для меня — способ самовыражения, дарящий удовольствие в мире. Шью для того, чтобы моя одежда давала почувствовать себя героем сегодняшнего дня. Раньше чувствовала себя в одежде странно, не знала, как ее подобрать. Помогает насмотренность: смотришь фильмы, листаешь Pinterest. Я пришла к этому так и этому рада.

Этим летом показ устраивала “Дирекция парков и скверов Казани”. Я лично в этом не участвовала, а перепоручила помощнице. Понимаю, что это нужно, но мне больше нравится личное взаимодействие: когда ты тихонечко что-то сшила, а человек приехал, примерил. Наверное, поэтому у меня так мало подписчиков в социальных сетях.
Участвовали ли вы в творческих коллаборациях? С кем хотели бы еще посотрудничать?
Сначала я делала инсталляцию в Казанском кремле на Новый год. Потом Дирекция парков и скверов меня пригласила на Масленицу для оформления арт-объекта.
Этим летом меня позвали преподавать апсайкл в программу для учителей. Во Владивостоке в летнем пришкольном лагере дети занимались творческими практиками: фотография, актерское мастерство, танец, медиа, стрит-арт. В числе преподавателей была я, мы шили с ребятами. Это было прекрасно.

Хотелось бы и дальше сотрудничать с проектами, в которых могу не только шить одежду, но и создавать инсталляции, арт-объекты из ткани. Это интересно. Ткань — то, с чем мне приятно работать. При этом чувствую внутреннюю силу.
Я спасла около 50 килограммов ткани от попадания на свалку... Мечтаю, чтобы люди тоже чувствовали внутреннюю и внешнюю свободу, когда одежда — способ самовыражения, когда они делают то, что им нравится.
Элина Касимова
Создательница апсайкл-бренда Тартмада
Что означает ваби-саби в контексте вашего бренда?
Это понятие, с которым я познакомилась в начале творческого пути. Для меня это о том, что каждый кусочек тряпочки, найденная на земле пуговка несут в себе огромный смысл.
Мне нравится такое отношение к миру, когда в чем-то крохотном можно увидеть целую жизнь.

Ваби-саби для меня — это чистота, порядок из хаоса, внимательность к вещи. Это штопаная вещь, которая носится долго. И она пришла в гардероб не для того, чтобы через пару сезонов смениться. Она то, что потом передашь внукам. Это внимательное и трепетное отношение к окружающему миру.
Оценивали ли социальный вклад проекта?
Надеюсь, кто-то счастлив, что у него есть моя одежка. Я спасла около 50 килограммов ткани от попадания на свалку. Думаю, что моя социальная роль крохотная. Но она есть. Показываю людям, что можно не выкидывать вещи.
Какие у вас планы дальше?
Хочется развивать мастерскую, проводить мастер-классы.

В конечном счете, сделать большое пространство в городе, которое поможет развиваться начинающим художникам, мастерам, создающим уникальные вещи. Которым, так же как и мне, сложно начать свое дело и продавать, продвигать изделия. Мой план — расширить свою аудиторию.
Сейчас я все равно продумываю, какую одежду нужно сшить, чтобы ее купили, чтобы заработать. В дальнейшем хочется делать что-то более уникальное, необычное.

Мама меня вчера вдохновила. Она сказала: “Не печалься, что у тебя такой период, когда мало покупают. Подумай, а если бы у тебя был период, когда бы ты не смогла творить... Пока есть силы, вдохновение, делай, что делаешь и будь, что будет”. Я вдохновляюсь книгами, осенью, этим хмурым пасмурным ноябрем. Буду читать “Муми-троллей” и шить милую одежду.
Какие социальные и локальные бренды вам нравятся? Что еще вдохновляет?
Мне нравится апсайкл-кастом бренд из Москвы Cash for trash. Крутые ребята перешивают одежду, делают ее современной, модной. Хотелось бы у них что-нибудь приобрести.
В проекте Крочаг девочки в Казани вяжут классные, необычные вещи.
Granny's — крутой проект, где бабулям привозят пряжу, и они вяжут современные вещи.
Недавно посмотрела сериал “Майти Буш”. Там снимается актер, комик Ноэль Филдинг. Меня поразило, какой он особенный. Это тоже творческий человек, он рисует. Он одевается так, как ему хочется, и не думает, что скажут о нем другие.

Меня вдохновляют такие люди, они дарят внутреннее освобождение своей независимостью от чужого мнения, от моды. Это то, к чему мне нравится стремиться.

Мечтаю, чтобы люди тоже чувствовали внутреннюю и внешнюю свободу, когда одежда — способ самовыражения, когда они делают то, что им нравится.
Хотите знать больше о ресайкл-апсайкл-проектах России? Читайте нашу подборку
© 2023 Все права защищены
Интервью Альбины Татьяниной
Фото Элина Касимова
*Соцсеть принадлежит Meta Platforms Inc., признанной экстремистской организацией и запрещенной в России
Материал не является рекламным, ссылки приведены в информативных целях.
welcome@giriclub.ru

Made on
Tilda