© 2022 Гири клуб
Интервью
Не просто секонд
Интервью с создательницей благотворительного магазина в Новосибирске GUSTO
Анастасией Кравченко
Соосновательница благотворительного магазина GUSTO рассказывает, как родилась и развивалась идея проекта и какую пользу он приносит людям
Расскажите, пожалуйста, о вашем проекте
Мы организация, которая занимается сбором и перераспределением ненужных вещей. У нас принимают одежду, обувь, аксессуары, книги, игрушки, посуду.

70% собранных вещей идет на благотворительность,
≈15% — на продажу,
≈15% — переработка текстиля.


Его мы сортируем на три категории. Все остальное идет только на продажу или благотворительность.

В 2014 году я заканчивала университет, а нашей старшей дочке было около года. У меня скопились студенческие наряды, офисный дресс-код и детские вещи от подросшего ребенка.
Я хотела отдать их куда-нибудь, но не нашла в Новосибирске ни одной организации, куда можно было бы принести все сразу. Кто-то принимал детское, кто-то — только мужское или, например, одежду для бабушек и дедушек. Я помню, что смотрела на свои пакеты и думала: «Ё-моё, вещи хорошие, но мне они больше не нужны. Не выставлять же их у помойки. Хотелось, чтоб они еще кому-то послужили».

В интернете я прочитала, что в Европе и Америке эта проблема давно решается простым и удобным способом. Для меня это было настоящим откровением. На тот момент в Петербурге только-только открылся «Спасибо», первый благотворительный магазин в России. Меня это очень вдохновило! Я решила адаптировать модель к сибирским реалиям.

Начав в 2015 году с крохотного склада, мы вместе с Алисой Гринемаер затем открыли первый магазин в 24 кв. метра. Потом мы переехали в помещение побольше, в 200 с лишним кв. метров. А в 2020 году открыли второй магазин в Академгородке и сейчас планируем расширять его.


.
Чем вы отличаетесь от других благотворительных магазинов?
От «Спасибо» и «Второго дыхания», которое появилось одновременно с нами, мы отличаемся прежде всего масштабом деятельности. У них больше сборы, больше продажи, чем у нас.

Другое отличие состоит в том, что «Второе дыхание» трудоустраивает людей из неблагополучных слоев населения, занимается переработкой текстиля, обучает других социальных предпринимателей. Это отдельное направление деятельности, мы себе такой задачи не ставили. Но так или иначе, мы все вместе делаем общее дело.
Какую пользу ваше дело приносит обществу?
Во-первых, мы даем возможность избавиться от ненужных вещей, не нанося вред экологии. Это касается не только одежды и обуви — мы принимаем постельное белье, игрушки, книги, аксессуары, посуду, интерьерные вещи. Благодаря нам они не идут на свалку.

Во-вторых, у нас можно недорого одеваться. На продажу мы выставляем хорошие, качественные вещи, которые вполне могут найти нового хозяина. Но такая обновка не только недорогая, она еще и экологичная.
Действительно, чтобы изготовить новую вещь, нужно вновь потратить ресурсы. А наши уже готовы. И вообще, мне кажется, эпоха быстрой моды подходит к концу.

В-третьих, мы даем возможность помогать легко. Ведь людям на самом деле нравится делать добро, а с нами это просто и быстро.

И, в-четвертых, мы делаем благотворительные выдачи одежды, обуви и других принадлежностей на социальном складе. Еженедельно вещевую помощь получают люди, попавшие в трудную ситуацию. Каждый месяц мы отправляем тонны одежды, обуви и детских товаров в деревни и благотворительные фонды. У нас налаженная схема работы с этими организациями, и это большая часть нашей деятельности.
.
Вы добиваетесь своих бизнес-целей?
Было время, когда мы работали в ноль. Прежде чем бизнес начал приносить прибыль, мы по-всякому крутили модель и пытались найти оптимальные схемы. Сейчас наши труды вознаграждены, и мы работаем в плюс. Я считаю, что дотации, субсидии и гранты — это хорошо, но для своего бизнеса мы хотим независимости. Нам так спокойнее.

Многих удивляет, что социальное предпринимательство приносит доход. Но оно приносит. Для меня это дело жизни. У нас нет никаких налоговых льгот, мы платим налоги и зарплаты. Мы достигли своей финансовой цели и готовы ставить новую.
А у вас есть другой доход?
У меня нет никакого дополнительного дохода, только этот проект. У людей есть предубеждение, что зарабатывать на благотворительности — это нехорошо. Наш пример показывает обратное. Мы же трудимся не только для себя. Мы помогаем тем, кому нужна помощь. А любая работа должна оплачиваться.

И хотя у нас нет цели изменить отношение общества к социальному предпринимательству, есть один миф, который мы стараемся развенчать. Что одеваться в секонд-хенде стыдно. Что туда ходят только бедные.

У нас есть рубрика в соцсетях, в которой подписчики делятся своими находками. Кто-то купил образ на фотосессию, кто-то — на свидание, выпускной и даже свадьбу. К нам часто заходят творческие люди и находят себе очень классные образы.


Были случаи, когда покупатели только на кассе понимали, что пришли не в обычный магазин, а в секонд-хенд. Для меня это значит, что нам удалось создать уютную атмосферу.

Но мы не просто секонд-хенд. Мы про экологию. Во-первых, у нас можно купить разные эко-товары: менструальные чаши, многоразовые мешки, сумки, стаканы, трубочки. В основном это товары местного производства — так мы поддерживаем локальных и российских эко-производителей. Люди хотят жить экологично.

Во-вторых, у нас в продаже есть «вещи со смыслом»: или произведения местных дизайнеров и художников, или творения благотворительных фондов и инклюзивных мастерских. Например, мы работаем со всероссийским фондом «Антон тут рядом». Дети и взрослые с аутизмом изготавливают посуду, гирлянды, тетради с уникальными надписями. А в инклюзивных мастерских работают люди с нарушением слуха и зрения. Например, в «Подари свет» делают деревянные изделия и игрушки.
.
"У людей есть предубеждение, что зарабатывать на благотворительности — это нехорошо. Наш пример показывает обратное"
Анастасия Кравченко
Соосновательница благотворительного магазина GUSTO
Что вы делаете с вещами, которые не продаются?
Мы стараемся по-максимуму найти применение всем изделиям. Если что-то залежалось в одном магазине, то сначала мы передаем ее в другой наш магазин, затем выставляем на «Авито», откладываем на следующий сезон, просто отдаем. С какими-то уникальными находками работаем индивидуально. Наша цель — как можно меньше отходов.

У нас есть маленькая категория, которую мы называем апсайкл. Это вещи, которые переделываются во что-то новое. Швейные мастерские или рукодельницы покупают качественную, часто брендовую одежду с небольшими дефектами по очень невысокой цене и перешивают ее.
Люди приносят много вещей? Соблюдают требования?
Несмотря на просьбу приносить вещи в чистом виде, нам все равно приходится стирать. Ведь мы хотим спасти как можно больше из того, что нам принесли.

Мы часто рассказываем о правилах приема. На странице ВКонтакте закрепленным постом висит ролик о том, что можно сдать, а что нет.

Мы раздаем листовки, вешаем памятки, выступаем с лекциями, рассказываем лично в магазинах, устраиваем коллаборации с лидерами мнений.

Чего мы не делаем, так это не устраиваем досмотров при приеме.


.
Какой ваш личный рецепт осознанной жизни?
Что касается одежды и товаров для дома, я избегаю спонтанных покупок и планирую свои траты. Маркетологи работают очень эффективно, но нужно слушать не их, а себя и свои реальные потребности, которых на самом деле не так много.

Я использую эко-товары, где возможно, как можно меньше покупаю упакованных продуктов. Мне кажется, шопперы и мешочки давно стали мейнстримом. У нас даже был хит: шоппер с надписью «Спасибо, пакет не нужен».

Я покупаю одежду и обувь хорошего качества, которая будет дольше служить, и ухаживаю за нею. Например, реставрирую обувь и сумки.

Что бы вы посоветовали начинающим социальным предпринимателям?
"Не бойтесь. Если вы уверены, что делаете полезное дело, идите вперед. Ниша социального предпринимательства очень перспективна, в России все только начинается"
Анастасия Кравченко
Соосновательница благотворительного магазина GUSTO
Какая ваша любимая книга или фильм
про социальное предпринима
тельство?
Это вряд ли можно назвать книгой. Какое-то время назад я читала «Каталог социальных предпринимателей», который выпускал фонд «Наше будущее» совместно с «Агентством социальных инициатив». Я вдохновлялась тем, сколько всего крутого придумывают люди. Черпала идеи, узнавала истории, неожиданные решения.

Именно там я узнала про проект «Мода равных». Они занимаются созданием одежды для людей с особенностями здоровья.
© 2022 Все права защищены
Интервью брала Янина Зверева
Иллюстрации GUSTO
Photo by tu tu on Unsplash
welcome@giriclub.ru
Made on
Tilda